Памятка для студента

«Как справиться со стрессом»

В жизни бывает много сложных ситуаций, в которых требуется сохранять спокойствие и самообладание: это экзамен, контрольная, выступление перед большой аудиторией, конфликт и. т.д. Такие ситуации называются стрессовыми (от английского слова «стресс» – «напряжение»). Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. 

Стресс проник во все сферы нашего общества, стал частью нашей жизни. Если вы сверхчувствительны, то ваш организм отвечает на стресс болью, тошнотой, беспокойством. Если у вас замедленная реакция, вы ощутите это вечером, вернувшись домой или, когда ляжете спать. Но, невзирая на скорость реакции, в вашем организме происходит один и тот же процесс. Независимо от источника стресса и времени реакции результаты всегда одинаковы. Длительное напряжение может привести к повышенной раздражительности, плаксивости, быстрому утомлению. Также стресс способен вызвать различные заболевания. Чтобы этого не случилось, необходимо владеть простейшими способами снятия напряжения, регуляции своего состояния.

Для того чтобы сохранить контроль над собой в напряженной для тебя ситуации, используй простые приемы:

  1. Смочи лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  2. Осмотрись по сторонам, медленно переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид. Сосредоточься на каждом отдельном предмете. Это поможет отвлечься от внутреннего напряжения и переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  3. Посмотри в окно на небо. Сосредоточься на том, что видишь.
  4. Медленно, как бы сосредоточенно выпей несколько глотков воды. Сконцентрируй внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  5. Представь себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем и др. Сделай такое же лицо, улыбку, почувствуй это состояние всем телом.
  6. Примени формулу успокоения, например:«Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
  7. Самый простой, но достаточно эффективный способ регуляции своего состояния – расслабление мимической мускулатуры. Спроси себя: «Не скован ли я? Не напряжены ли мои скулы? Могу ли я сейчас улыбнуться?»
  8. Обрати внимание на свое дыхание. Сделай несколько глубоких вдохов с замедленным выдохом.

Если не получается справиться самому со стрессовой ситуацией-обратись за помощью: к своим родителям, к специалистам.


Памятка для преподавателя №1

 

«Как помочь подростку в предсуицидальной ситуации»

ВЫСЛУШИВАНИЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДЕНИЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы в индивидуальной беседе педагога с ребенком увеличивает тревожность, недоверие к педагогу.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу) подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ СКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ, которые помогут установить контакт со студентом, довериться вам и разговорить его:

— «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…»

— «Большинство людей задумываются о самоубийстве…»

— «Ты хочешь себя убить…, а я хочу, чтобы ты жил…»

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ – признайте, что его чувства очень сильны, а проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Как сделать дистанционное обучение комфортным и продуктивным советы педагога-психолога

Студенты и преподаватели Костанайского сельскохозяйственного колледжа продолжают учиться и работать в дистанционном формате. Продуктивное и комфортное обучение — одна из важнейших задач, которые стоят перед работниками колледжа.

Сама идея удаленного обучения не новая и давно используется в различных учебных заведениях. Из-за ситуации с введением карантинных мер эта технология теперь применяется в масштабах всей страны. Такая форма обучения предупреждает распространение инфекции и одновременно обеспечивает непрерывную реализацию образовательных программ.

Те или иные сложности возникают у многих, кто впервые сталкивается с дистанционным обучением. Как правильно организовывать свое время? Что может помочь в подготовке к дистанционному обучению? Какие плюсы можно вынести из сложившейся ситуации? Эти и другие вопросы интересуют многих студентов.

Рекомендации студентам:

  1. Четко формулировать и понимать цели и задачи образовательного процесса, дистанционного обучения. Важно при возникших трудностях задавать уточняющие вопросы преподавателю и следовать его рекомендациям.
  2. Каждую новую задачу разбивать на этапы.
  3. Настроиться на преодоление трудностей и препятствий. Понимать, что трудности всегда носят временный характер и преодолимы.
  4. Соблюдать режим дня и не забывать о самодисциплине. Принятый распорядок во время очного обучения поможет вам не выпасть из колеи.
  5. Регулярно выполнять упражнения для глаз и тела. Проветривать помещение.
  6. Соблюдать цифровую гигиену.
  7. Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой.
  8. Рекомендуется за 1,5–2 часа до сна завершать работу за компьютером и прочими гаджетами в рамках дистанционного обучения и не только.
  9. Помимо решения задач дистанционного обучения, уделяйте время в течение дня любимому делу, хобби, увлечениям.

Главное — это постараться в предложенной ситуации увидеть плюсы. Позитивное мышление сможет помочь психологически преодолеть возникшие трудности. И не забывать, что свободное время можно посвятить самоорганизации и самообразованию.

Также предлагаю несколько простых правил для того, чтобы сделать дистанционное обучение психологически комфортным:

  1. Подготовить рабочее пространство. Всё необходимое для обучения должно быть подготовлено до начала занятий. Рабочая зона освобождена от лишнего ненужного материала.
  2. Если вас волнует, что не сможете вовремя подключиться или что-то пропустите, обратите внимание на то, что, как правило, материалы размещаются на образовательном портале. Вам необходимо уточнить у преподавателя, где можно найти необходимые материалы.
  3. Психологически отнестись к дистанционному обучению как к новому и интересному опыту.

Добавим также, что многие эксперты советуют войти в рабочий ритм с самого утра, сделав зарядку. Эти советы помогут студентам намного проще и быстрее адаптироваться к новым условиям образовательного процесса.


Памятка для преподавателя

«Признаки эмоционального неблагополучия

и готовящегося суицида студента»

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

  1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы. К ним относятся: разговоры на тему самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки на черновиках и на полях ученических тетрадей аналогичного содержания.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.
  9. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в ближайшем окружении.
  10. Наличие признаков насилия по отношению к ребенку в семье, или недавний случай пережитого насилия.