КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области

 

Областной проект «Үндестік»,

направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования Костанайской области

Введение

 

Сегодня  взаимодействие между организацией образования и родителями рассматривается  с учетом модернизации современной образовательной системы. Взаимодействие предполагает ориентацию на родителей как на «заказчиков» образовательных услуг, и, в то же время, активных, добросовестных и ответственных потребителей, способных правильно оценить их качество и принять участие в оптимизации учебной деятельности обучающихся в соответствии с образовательными запросами и современными требованиями к самооорганизации учебно-воспитательного процесса. Всё это предусматривает необходимость выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с родителями на принципах и условиях социального партнёрства. Взаимодействие организации образования и семьи выстраивается через новые формы сотрудничества,  обозначенные современной стратегией образования.

Областной проект «Үндестік»является одной из эффективных форм, направленных на улучшение взаимодействия родителей и организации образования.

 

Областной проект

 

1 Название проекта «Үндестік»
2 Адресатпроекта Организации образования (колледж)
3 Срок реализации Постоянно с августа  2021 г.
4 Финансирование Не требуется
5 Цельпроекта 1.Обеспечение системного,комплексного, скоординированногосоциально-психолого-педагогического долгосрочного взаимодействия семьи и организации образования на принципах и условиях социального партнёрства,направленного  на       создание комфортногоучебно-воспитательного поля.
6 Задачипроекта 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности  организации образования.

2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители; педагогического сопровождения семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

3.Совершенствование форм взаимодействия организация образования– семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса организации образования.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков, формирования основ здорового образа жизни  в семьях.

5. Создание комфортной безопаснойобразовательной среды, содействующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, их социализации.

7 Направленияпроекта 1. Научно-методическое направление;

2. Диагностическо-аналитическое направление;

3. Профилактическое направление;

4. Консультативно-просветительское направление;

5. Развивающее направление.

 

8 Методыреализациипроекта

(предлагаемые формы и методы работы,каждая организация образованиявыбирает ииспользует на свое усмотрение)

1.Использование краудсорсинга:

— привлечение широкой аудитории (желательно, профессионалов) для решения определенных задач в системе взаимодействия организации образования  и семьи;

—  обобщение знаний, опыта, навыковпедагогов, которые систематизируются с помощью ИКТ-технологий.  Педагоги и родители получают актуальную информацию;

— решение взаимосвязанных задач: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений, формирование группы независимых экспертов;

— наставничество для содействия процессу обучения и воспитания.
2. Открытые диалоговые площадки с обсуждением передового опыта взаимодействия организации образования и семьи.

3. Онлайн-библиотеки и сообщества педагогов региона, где  учителя находят бесплатные пособия, обмениваются методиками и материалами.

4. Коллаборация, как  процесс совместной деятельности педагогов и родителей для достижения общих образовательно-воспитательных целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

9 Формы взаимодействияс родителями Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Коллективныеформы: открытые родительские собрания, родительский лекторий, родительские конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания и обучения, встреча родителей с педагогическим коллективом в формате «Дни открытых дверей», клуб «Диалог»(в формате «TEDx»), творческие мастерские с участием родителей, мероприятия, инициированные самими родителями.

Инновационные формы коллективной работы:

1.Открытые родительские собрания(перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся);

2. Клуб «Диалог» формате «TEDx»),выступления на заранее заявленную тему (родителей, детей, педагогов);

3. Родительский лекторий с показом перед началом лекции детского концерта, постановок;

4. Родительские конференции по обмену опытом, где родители сами определяют тему и могут приглашать специалистов для обсуждения актуальных вопросов.

 

Групповыеформы: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами; групповые консультации со специалистами (заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог и др. узкие специалисты),тимбилдингкофе-монинг, диалоговые площадки, практические занятия для родителей с привлечением специалистов (педагог-психолог, социальный педагог и др. узкие специалисты), Семейный клуб, квесты, часы творчества, профориентация «один день на работе у родителей», совместная театральная деятельность, школьные СМИ совместно с родителями, конкурсы по работе с семьей.

 

 

Инновационные формы групповой работы:

кофе-монинг — встреча с родителями организуется в формате родительской гостиной в организации образования. Родители и педагоги решают вопросы по воспитанию и обучению детей в непринуждённой, неформальной обстановке за чашкой кофе. Возможен просмотр видео материалов по вопросам обучения и детско-родительских отношений;

тимбилдинг «Мы вместе» проходит в игровой форме в командах: педагоги — родители, педагоги – учащиеся, родители – дети, формирует коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для современных детей и подростков;
совместнаятеатральная деятельность — организация и проведение совместных театральных постановок с детьми, родителями и педагогами, что способствует развитию психолого-педагогической культуры родителей; формированию эстетического и художественного вкуса у обучающихся, а также улучшению детско-родительских взаимоотношений. Театральная деятельность является эффективной формой совместной работы педагогов (классных-руководителей, учителей-предметников) и родителей в решении проблем воспитания и обучения детей.

 

Индивидуальныеформы:

«Час директора»(установленное время для индивидуальной работы директора с родителями);

— «Административная приемная»(установленное время для индивидуальной работы заместителей директора по ВР,

 УВР с родителями);

— индивидуальные консультации с педагогами — предметниками(перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся).

Для классных руководителей, психологов, социальных педагогов рекомендуем такие формы индивидуальной работы с родителями:

— интерактивная беседа;

— анкетирование и диагностика;

— посещение на дому;

— консультация;

— выполнение родителями индивидуальных поручений.

 

10 Формы управлениявзаимодействием  

организации образования и семьи

 

1. Создание Совета по координации взаимодействия организации образования и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора по воспитательной работе,  заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научно-методической работе,  представители родительского комитета школы.

2. Взаимодействие директора и заместителейдиректора по ВР, УР, НМР с классными руководителями,  учителями-предметниками осуществляется на совещаниях при директоре, педагогических советах, методических советах по вопросам работы с семьей, в работе творческих групп.

Взаимодействие родителей с администрациейорганизации образования на сайтах организации образования в формате «Вопрос – ответ».

3. Выявление и изучение состояния проблем, и постоянное отслеживание результатов их решения совместно с родителями.

4. Поощрение деятельности педагогов:

— выявление педагогов, творчески работающих с семьей;

— проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями;

— присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»;

—проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание (конкурс разработок или других открытых мероприятий);

— творческие эссе, рефлексия педагогов о работе с семьей.

5. Поощрение деятельности родителей:

итоги работы по проекту: проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», «Самый активный родитель» и др.;

— присвоение званий «Дружная семья» (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса);

— оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда);

— оформление благодарственных писем самым активным родителям;

— знакомство с семьями и их достижениями через школьную печать, школьный сайт, социальные сети,газеты и др. СМИ.

 

 

11 Критерии эффективности проекта 1.Критерием эффективности работы над проектом служит сформированность положительного отношения к организации образования, престижность ее восприятия, которая определяется уровнем удовлетворенности  обучающихся, родителей и педагогов.

2. Количество и качество мероприятий, которые родители организовали и провели сами для организации образования(процент количества мероприятий по отношению к количеству обучающихся в организации образования).

3. Процент участия родительской общественности в мероприятиях.

4. Отсутствие правонарушений, буллинга, суицидальных случаев среди обучающихся организации образования.

 

 

12 Ожидаемые результаты работы проекта В результате работы по взаимодействию семьи и организации образования прогнозируется:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, педагогов;

2. Формирование у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни через создание открытой и  доступной  социально-педагогической системы в организации образования.

3. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности.

4.Усиление роли семьи в воспитании детей.

5.Создание информационного пространства для социального партнерства педагогов и  родителей, а также  общественности.

6. Повышение удовлетворенности родителей содержанием и результативностьюучебно — воспитательной  деятельности (степень доверия родителей, контроль за успеваемостью обучающихся со стороны родителей, высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот, — готовность родителей к активному участию в школьной жизни).

 

13 Ежегодное подведение итогов работы проекта Ежегодно по завершению учебного года, подводятся  итоги результатов работы по проекту в соответствии с критериями эффективности проекта (п.11) на уровне организаций образования, городов и районов, области.

 

 

Областной проект «Үндестік»воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнерства с семьей.