КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области
Областной проект «Үндестік»,
направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования Костанайской области
Введение
Сегодня взаимодействие между организацией образования и родителями рассматривается с учетом модернизации современной образовательной системы. Взаимодействие предполагает ориентацию на родителей как на «заказчиков» образовательных услуг, и, в то же время, активных, добросовестных и ответственных потребителей, способных правильно оценить их качество и принять участие в оптимизации учебной деятельности обучающихся в соответствии с образовательными запросами и современными требованиями к самооорганизации учебно-воспитательного процесса. Всё это предусматривает необходимость выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с родителями на принципах и условиях социального партнёрства. Взаимодействие организации образования и семьи выстраивается через новые формы сотрудничества, обозначенные современной стратегией образования.
Областной проект «Үндестік»является одной из эффективных форм, направленных на улучшение взаимодействия родителей и организации образования.
Областной проект
1 | Название проекта | «Үндестік» |
2 | Адресатпроекта | Организации образования (колледж) |
3 | Срок реализации | Постоянно с августа 2021 г. |
4 | Финансирование | Не требуется |
5 | Цельпроекта | 1.Обеспечение системного,комплексного, скоординированногосоциально-психолого-педагогического долгосрочного взаимодействия семьи и организации образования на принципах и условиях социального партнёрства,направленного на создание комфортногоучебно-воспитательного поля. |
6 | Задачипроекта | 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности организации образования.
2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители; педагогического сопровождения семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.). 3.Совершенствование форм взаимодействия организация образования– семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса организации образования. 4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков, формирования основ здорового образа жизни в семьях. 5. Создание комфортной безопаснойобразовательной среды, содействующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, их социализации. |
7 | Направленияпроекта | 1. Научно-методическое направление;
2. Диагностическо-аналитическое направление; 3. Профилактическое направление; 4. Консультативно-просветительское направление; 5. Развивающее направление.
|
8 | Методыреализациипроекта
(предлагаемые формы и методы работы,каждая организация образованиявыбирает ииспользует на свое усмотрение) |
1.Использование краудсорсинга:
— привлечение широкой аудитории (желательно, профессионалов) для решения определенных задач в системе взаимодействия организации образования и семьи; — обобщение знаний, опыта, навыковпедагогов, которые систематизируются с помощью ИКТ-технологий. Педагоги и родители получают актуальную информацию; — решение взаимосвязанных задач: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений, формирование группы независимых экспертов; — наставничество для содействия процессу обучения и воспитания. 3. Онлайн-библиотеки и сообщества педагогов региона, где учителя находят бесплатные пособия, обмениваются методиками и материалами. 4. Коллаборация, как процесс совместной деятельности педагогов и родителей для достижения общих образовательно-воспитательных целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. |
9 | Формы взаимодействияс родителями | Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Коллективныеформы: открытые родительские собрания, родительский лекторий, родительские конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания и обучения, встреча родителей с педагогическим коллективом в формате «Дни открытых дверей», клуб «Диалог»(в формате «TEDx»), творческие мастерские с участием родителей, мероприятия, инициированные самими родителями. Инновационные формы коллективной работы: 1.Открытые родительские собрания(перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся); 2. Клуб «Диалог» (в формате «TEDx»),выступления на заранее заявленную тему (родителей, детей, педагогов); 3. Родительский лекторий с показом перед началом лекции детского концерта, постановок; 4. Родительские конференции по обмену опытом, где родители сами определяют тему и могут приглашать специалистов для обсуждения актуальных вопросов.
Групповыеформы: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами; групповые консультации со специалистами (заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог и др. узкие специалисты),тимбилдингкофе-монинг, диалоговые площадки, практические занятия для родителей с привлечением специалистов (педагог-психолог, социальный педагог и др. узкие специалисты), Семейный клуб, квесты, часы творчества, профориентация «один день на работе у родителей», совместная театральная деятельность, школьные СМИ совместно с родителями, конкурсы по работе с семьей.
Инновационные формы групповой работы: — кофе-монинг — встреча с родителями организуется в формате родительской гостиной в организации образования. Родители и педагоги решают вопросы по воспитанию и обучению детей в непринуждённой, неформальной обстановке за чашкой кофе. Возможен просмотр видео материалов по вопросам обучения и детско-родительских отношений; — тимбилдинг «Мы вместе» проходит в игровой форме в командах: педагоги — родители, педагоги – учащиеся, родители – дети, формирует коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для современных детей и подростков;
Индивидуальныеформы: — «Час директора»(установленное время для индивидуальной работы директора с родителями); — «Административная приемная»(установленное время для индивидуальной работы заместителей директора по ВР, УВР с родителями); — индивидуальные консультации с педагогами — предметниками(перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся). Для классных руководителей, психологов, социальных педагогов рекомендуем такие формы индивидуальной работы с родителями: — интерактивная беседа; — анкетирование и диагностика; — посещение на дому; — консультация; — выполнение родителями индивидуальных поручений.
|
10 | Формы управлениявзаимодействием
организации образования и семьи
|
1. Создание Совета по координации взаимодействия организации образования и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научно-методической работе, представители родительского комитета школы.
2. Взаимодействие директора и заместителейдиректора по ВР, УР, НМР с классными руководителями, учителями-предметниками осуществляется на совещаниях при директоре, педагогических советах, методических советах по вопросам работы с семьей, в работе творческих групп. Взаимодействие родителей с администрациейорганизации образования— на сайтах организации образования в формате «Вопрос – ответ». 3. Выявление и изучение состояния проблем, и постоянное отслеживание результатов их решения совместно с родителями. 4. Поощрение деятельности педагогов: — выявление педагогов, творчески работающих с семьей; — проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями; — присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»; —проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание (конкурс разработок или других открытых мероприятий); — творческие эссе, рефлексия педагогов о работе с семьей. 5. Поощрение деятельности родителей: — итоги работы по проекту: проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», «Самый активный родитель» и др.; — присвоение званий «Дружная семья» (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса); — оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда); — оформление благодарственных писем самым активным родителям; — знакомство с семьями и их достижениями через школьную печать, школьный сайт, социальные сети,газеты и др. СМИ.
|
11 | Критерии эффективности проекта | 1.Критерием эффективности работы над проектом служит сформированность положительного отношения к организации образования, престижность ее восприятия, которая определяется уровнем удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов.
2. Количество и качество мероприятий, которые родители организовали и провели сами для организации образования(процент количества мероприятий по отношению к количеству обучающихся в организации образования). 3. Процент участия родительской общественности в мероприятиях. 4. Отсутствие правонарушений, буллинга, суицидальных случаев среди обучающихся организации образования.
|
12 | Ожидаемые результаты работы проекта | В результате работы по взаимодействию семьи и организации образования прогнозируется:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, педагогов; 2. Формирование у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни через создание открытой и доступной социально-педагогической системы в организации образования. 3. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности. 4.Усиление роли семьи в воспитании детей. 5.Создание информационного пространства для социального партнерства педагогов и родителей, а также общественности. 6. Повышение удовлетворенности родителей содержанием и результативностьюучебно — воспитательной деятельности (степень доверия родителей, контроль за успеваемостью обучающихся со стороны родителей, высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот, — готовность родителей к активному участию в школьной жизни).
|
13 | Ежегодное подведение итогов работы проекта | Ежегодно по завершению учебного года, подводятся итоги результатов работы по проекту в соответствии с критериями эффективности проекта (п.11) на уровне организаций образования, городов и районов, области. |
Областной проект «Үндестік» — воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнерства с семьей.